реферат

Главная

Рефераты по зарубежной литературе

Рефераты по логике

Рефераты по маркетингу

Рефераты по международному публичному праву

Рефераты по международному частному праву

Рефераты по международным отношениям

Рефераты по культуре и искусству

Рефераты по менеджменту

Рефераты по металлургии

Рефераты по муниципальному праву

Рефераты по налогообложению

Рефераты по оккультизму и уфологии

Рефераты по педагогике

Рефераты по политологии

Рефераты по праву

Биографии

Рефераты по предпринимательству

Рефераты по психологии

Рефераты по радиоэлектронике

Рефераты по риторике

Рефераты по социологии

Рефераты по статистике

Рефераты по страхованию

Рефераты по строительству

Рефераты по схемотехнике

Рефераты по таможенной системе

Сочинения по литературе и русскому языку

Рефераты по теории государства и права

Рефераты по теории организации

Рефераты по теплотехнике

Рефераты по технологии

Рефераты по товароведению

Рефераты по транспорту

Рефераты по трудовому праву

Рефераты по туризму

Рефераты по уголовному праву и процессу

Рефераты по управлению

Контрольная работа: Лирика Лорки

Контрольная работа: Лирика Лорки

Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств

Культурологический факультет

Контрольная работа по зарубежной литературе

Лирика Лорки


Выполнил: Студентка 2 курса

Группа ССо № 208

Прямичкина Л.В.

Проверил: Андрушко Ю.П.

г. Челябинск – 2008 г.


План

1.  Особенности исторической эпохи

2.  Ф.Г.Лорка и сюрреализм

3.  Характеристика этапов творчества Лорки

4.  Особенности поэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»

5.  Значение творчества

Список литературы


1.  Особенности исторической эпохи

Двадцатый век стал новым «золотым веком» испанской литературы. После долгого столетнего застоя заново рождалась поэзия: Мишель де Унамуно, Антонио Мачадо, Рамон дель Валье-Инклан – с них начался в Испании XX век.

Всплеск поэзии вызван был событиями, происходившими в стране. Ведь лирика – это «голос души», «голос сердца», который быстро реагирует и отвечает на потрясения. Поражения в испано-американской войне, потеря последних заокеанский колоний в 1898 году (год рождения Ф. Г. Лорки) привели к осмыслению трагедии Испании, к социально-философским и историческим проблемам, которые нашли свое отражение в лирике. На книгах Асорина, Бароху, Хименеса и др., растревоживших страну, росли молодые поэты, среди которых и оказался Лорка. Война, смерть или изгнание – вот, что ожидало всех этих поэтов. И предчувствие этой судьбы, знание ее неизбежности пронизывают испанскую поэзию XX века. Именно этим и объясняется напряженность, свойственная ей.

Начало XX века в западной литературе ознаменовано возникновением модернистских течений как реакция на исторические потрясения, как своего рода «уход» от реальности: имажизм – в англо-американской литературе, экспрессионизм – в германской и скандинавской поэзии, сюрреализм – во Франции и Испании.

Для сюрреализма характерно стремление порвать со всей предшествующей культурной традицией, с литературой прошлого (18-19 веков). Апелляция к собственным ассоциациям, ставка на иррациональность, восприятие мира как хаоса, сотворение в произведениях собственной реальности – вот с чего начинался XX век, вот к чему привели исторические катаклизмы и философские школы Ницше, Фрейда, Юнга и т.д.

Несмотря на то, что сюрреализма как течение сформировался во Франции (А. Бретон, Л. Арагон), самое известное имя сюрреалиста принадлежит Испании – это Сальвадор Дали, в творчестве которого художественный мир сюрреализма нашел наиболее яркое воплощение.

2.  Ф.Г.Лорка и сюрреализм

Интерес С. Дали вызывал и у Лорки, и в творчестве поэта очевидны некоторые элементы схождении с сюрреализмом, но назвать Лорку сюрреалистом неправомерно. Сам поэт говорил: «Светоч поэзии – противоречие», - именно данное утверждение является стержнем его эстетики. По мнению Лорки, поэтический факт рождается от столкновения противоречий, от сплетения контрастных линий, и все же отношения Лорки с сюрреализмом были намного сложнее: «Все мы идем по двум ложным дорогам, - писал Лорка своему другу, - одна ведет к романтизму, другая – к высохшим змеиным шкуркам и пустым стрекозам». Так поэт называл неоклассику с ее точно выверенной искусностью. Сложнее о плодотворнее была связь Лорки с тем, что он назвал романтизмом. По сути он говорит о сюрреализме. В творчестве Лорки сюрреалистические элементы появляются в сложном сочетании с фольклорными, взаимодействуя и переплетаясь друг с другом, и те и другие видоизменяются. Лорка был самостоятелен по отношению к сюрреалистическому движению. Если для сюрреализма характерно полное отсутствие логических связей, то Лорка подчеркивает строгую поэтическую логику своих произведений. Предлагаемые же сюрреалистами способы интуитивного познания и освобождения от реального мира кажутся ему лишь несколькими из многих и далеко не главными. Для поэта сюрреалистический сон – не более чем попытка защитить себя от трагедии мира, бегство, но не освобождение. Он не уходит и не уводит от мира, а раскрывает его трагическую сущность, не сглаживает противоречия, а обостряет их.


3.  Характеристика этапов творчества Лорки

Творческий путь Лорки начался с прозы (1918г. – сборник путевых заметок «Впечатления и пейзажи»), но в 1921 году появляется первый поэтический сборник «Книга стихов». Это самый большой из сборников Лорки. Здесь поэт пробует свои силы в самых различных жанрах: элегия, баллада, песня, мадригал и др. Здесь мы встретим и повествовательные стихи, и песни, и романсы, и импрессионистические зарисовки:

Покрыта засохшей кровью

рана заката,

бумага бесцветных гор

скомкана, смята…

У неба пепельный цвет,

а у деревьев – белый.

(«Поле»)

Собственный голос поэта зазвучит в его следующих книгах: «Поэме Канте хондо» (1921г.) и «Песнях»(1921 – 1924гг.). Необычайно здесь то, что поэтическое самоопределение ускорила музыка, вошедшая в его жизнь с раннего детства. Даже стихи носят музыкальные названия: «Схематический ноктюрн», «Серенада»», Прелюдия» и др. Именно в этих сборниках углубляется связь поэзии Лорки с фольклором. Фольклор, по мнению Лорки, нельзя имитировать, копировать. Поэт стремится постичь мироощущение, свойственной мифу, ведь фольклор для Лорки – это традиция, устремленная в будущее, залог бесконечного обновления. Возможно, поэтому лирика Лорки очень далека от фольклорных стилизаций, захлестнувших Испанию в начале XX века. Тоска, горе, смерть, разлука – вот основные мотивы лирики в «Стихах о Канте хондо». Возникает ощущение не просто тревоги, но зыбкости, ненадежности всего окружающего, ощущение того, что лирический герой стоит на грани между жизнью и смертью, сна и яви. Эта грань – запечатленный, замерший миг, сиюминутная картинка. И это сближает Лорку с импрессионизмом:

Лунная вершина,

ветер по долинам…

Лунная дорожка,

ветер над луною…

(«Ноктюрны из окна»)

Тень моя скользит в реке,

молчаливая, сырая.

Из нее лягушки звезды,

как из сети, выбирают…

(«Дебюсси»)

Недосказанность, свойственная Лорке, - это не прерванная мысль. На фоне порой импрессионистической зарисовки звучит напряженный голос лирического героя, который умеет, не договорив, сказать все, подчеркивая еще больше грань свободы и принуждения, счастья и беды:

На желтой башне

колокол звенит.

На желтом ветре

звон плывет в зенит.

Дорогой, обрамленной плачем,

шагает смерть в венке увядшем…

…Из пыли бриз мастерит серебряные кили.

(«Вопль»)


Вообще образ смерти у Лорки довольно-таки постоянен. Но смерть для него неразделима с любовью, это понятия возвышающие. Смерть и реальна и призрачно одновременно. Но в мире Лорки смерть – не знак конца, а знак свободы. Это выбор героя, это вызов миру.

В 1928 году выходит «Цыганское романсеро», самая завершенная и цельная книга Лорки. В этом сборнике автору удалось возродить и преобразить романс – старинный, исконно испанский жанр. Кроме того, в «Цыганском романсеро» Локка воплотил преображенный миф. Для этой книги основными стали мотив смерти, луны, любви, а единственным персонажем – андалузская тоска:

Родится ли когда иль не родится

с судьбой такою бурной андалузец?

О красоте твоей пою со стоном,

и грустно шелестит в оливах ветер.

(«Отсутствующая душа»)

То, что Лорка создает свою собственную мифологию, очевидно. Летом 1929 года он уезжает в Америку, а после возвращения выходит его новая книга стихов «Поэт в Нью-Йорке», которая явилась сюрреалистическим экспериментом. Все прежде традиционные мотивы для Лорке здесь доходят до кульминации: до смерти. Даже излюбленные его мотивы сна и смерти возведены до однообразной серой массы. Совершенно сюрреалистическая образность сопровождается отсутствием какой-либо окрашенности. Единственный красный тон – это раненое сердце поэта. Традиционно принято считать, что этим циклом Лорка предсказал трагедию своей страны.

Вообще можно выделить несколько основных тем, которые проходят через все творчество Лорки.

Во-первых, неизменным образом, встречающимся во всех книгах, является гитара. С гитарой в руках лирический герой поет серенаду, с гитарой он коротает часы одиночества, с гитарой идет на смерть. Гитара – неизменный спутник испанского народа, способный хотя бы отчасти выразить его душу.

В стихах Лорки всегда звучит нота любви: любви к женщине, любви к родной Испании.

Но любовь у Лорки неизменно связана со смертью. Возможно, это отпечаток времени, исторических событий.

Отсюда, возможно, и неизбежное глубокое одиночество, которое пронизывает все циклы стихов.

4. Особенности поэтики на примере анализа стихотворения «Возвращение с прогулки»

Особенности же художественного мира и поэтики Лорки рассмотрим на конкретном примере.

Возвращение с прогулки.

Я в этом городе раздавлен небесами.

И здесь, на улицах с повадками змеи,

где ввысь растет кристаллом косный камень,

пусть отрастают волосы мои.

Немое дерево с культями чахлых веток,

ребенок, бледный белизной яйца,

лохмотья луж на башмаках, и этот

беззвучный вопль разбитого лица,

тоска, сжимающая душу обручами,

и мотылек в чернильнице моей…

И, сотню лиц сменивший за сто дней, -

я сам, раздавленный чужими небесами.


Все стихотворение проникнуто чувством одиночества, тоски, неизбежности и ужаса. Автор рисует картину города, но эта картина ужасает, так как перед нами предстает мертвый город: здесь «немое дерево», бледный ребенок, лужи и грязь, тоска и «мертвые» люди, обезличенные и немые. В этом городе все живое оказывается мертвым: культи веток, мотылек – в чернильнице, здесь растет только «косный камень».

Мы видим, что лирическому герою чужд этот мир: Я сам, раздавленный чужими небесами, - говорит он. Он противопоставляет, отделяет себя от толпы («сотни лиц – и я»), которая предстает безликой и агрессивной («разбитые немые лица»). Отсюда и чувство одиночества. Кроме того, возникает ощущение, что эта страна, чуждая лирическому герою, тоже мертва и будущего у нее нет. Если обратиться к названию цикла, открывающего весь сборник стихов «Поэт в Нью-Йорке» - «Стихи об одиночестве в Колумбийском Университете» - цикла, в который входит данное стихотворение, то становится понятным, что толпа – это молодежь, студенты. А что может ждать страну, молодежь которой «мертва». Показательным является и то, что данное стихотворение открывает сборник, сразу настраивая читателя на восприятие всех последующих стихотворений. Интересно и то, что данное ощущение одиночества и безысходности возникает у лирического героя после прогулки, возможно, после первого знакомства с городом. Чего же можно ожидать при более близком знакомстве? Несмотря на то, что это первое впечатление, общее восприятие Нью-Йорка у лирического героя не изменится, а только усилится возникшее чувство одиночества.

Самое ужасное в том, что смерть и безликость всего живого в этом стихотворении, как и во всех стихах сборника, стала буднична, привычна. Здесь нет былого возвеличивания смерти, как это было в раннем творчестве поэта. Здесь смерть доведена до однообразной серой массы.

Если обратить внимание на цветовую гамму стихотворения, то мы увидим, что преобладающими цветами являются серый и черный («косный камень», тяжелое небо, культи чахлых веток, лохмотья луж, чернильница), а также контраст белого и черного: бледное лицо ребенка на фоне «мертвого» дерева и белый «мотылек в чернильнице». Это цветовая гамма еще больше усиливает ощущение одиночества и рождает чувство страха, ужаса и всеобъемлющей тоски, ведь весь мир лишен красок.

Создать картину мертвого, чуждого города помогают автору и средства художественной выразительности. Язык Лорки очень метафоричен:

о петляющих улицах он говорит - «улицы с повадками змеи»;

о небоскребах – «ввысь растет кристаллом косный камень»;

о грязи – «лохмотья луж на башмаках»

Автор играет различными образами, олицетворяя то дерево, то улицы. Но самым основным, емким образом стихотворения становится «тоска, сжимающая душу обручами», страшная, живая, всеобъемлющая тоска, из-за которой и «небеса давят».

4.  Значение творчества

Данным настроением, мироощущением, как говорилось уже выше, проникнут весь сборник, и затронутые в данном стихотворении мотивы будут развиваться, а на фоне серой безликой массы появится единственно красное раненое сердце поэта, единственное живое начало в этом мире.

Жизнь и поэзия Локки были оборваны на полуслове. Многому из задуманного не суждено было увидеть свет. Но всему творчеству этого великого Испанского поэта была свойственна искренность, лиричность, возрождение и продолжение традиций испанской культуры, но и литературные эксперименты.

Ответственность за судьбу страны, неподдельный патриотизм, боль и любовь, испытываемые по отношению к Испании, желание сделать свою страну лучше – вот, что привлекало современников. Со страниц его книг встает вольный, высокий, неучтожимый мир, который так хотели испанцы видеть в реальности. И этот мир остался жить в народной памяти, когда книги Лорки были публично сожжены. Возможно, верой в светлое будущее Испании, звучащей со страниц произведений Лорки, объясняется актуальность его творчества и в наши дни.


Список литературы

1.  Зарубежная литература XX века / под ред. Андреева. – М., 1985г.

2.  Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.

3.  Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.

4.  Малиновская Н. Самая печальная радость. / Лорка Ф. Г. Избранное. – М., 1986г.

5.  Малиновская Н. Дерево песен. / Лорка Ф.Г. Стихи и песни. – М., 1980г.

6.  Модернизм в зарубежной литературе. – М., 1987г.


© 2011 Онлайн база рефератов, курсовых работ и дипломных работ.